Мониторинг рисков
Система раннего реагирования
Онлайн

Стратегический анализ социально-экономических рисков и возможностей в Республике Казахстан

Краткое резюме

Обзор основных рисков: Настоящий анализ выявляет комплекс взаимосвязанных системных рисков, угрожающих долгосрочной стабильности и инклюзивному росту Республики Казахстан. К ним относятся: дефицит человеческого капитала, обусловленный пробелами в образовании и здравоохранении; системная экономическая неактивность, значительно превышающая официальные показатели безработицы; повсеместная финансовая уязвимость домохозяйств, выраженная в высокой закредитованности; острая жилищная необеспеченность, особенно в центрах экономического роста; и критически низкая эффективность системы социальной защиты. Данные риски демонстрируют выраженную географическую концентрацию в южных регионах и крупных агломерациях, что усугубляет региональное неравенство.

Стратегические императивы: Ключевой вывод доклада заключается в необходимости перехода от фрагментированных, реактивных мер к интегрированной, проактивной стратегии, основанной на проверенных международных моделях. Дальнейшее решение каждой проблемы в отдельности приведет лишь к усугублению системного дисбаланса. Устойчивое и инклюзивное развитие требует комплексного подхода, направленного на устранение коренных причин уязвимости.

Ключевые рекомендации:

В докладе предлагается шесть флагманских инициатив, разработанных для комплексного решения выявленных проблем:

  • «Доступная Родина»: Новая жилищная парадигма, смещающая акцент с ипотечного кредитования на развитие доступного арендного и социального жилья.
  • «Здоровье нации»: Программа достижения всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами к 2030 году.
  • «Поколение успеха»: Стратегия по ликвидации образовательного отчуждения через обеспечение всеобщего доступа к дошкольному образованию и искоренение проблемы непосещения школ.
  • «Продуктивный гражданин»: Современный подход к вовлечению экономически неактивного населения в рынок труда через эффективные активные политики.
  • «Қамқор»: Создание адресной и действенной системы социальной защиты, обеспечивающей поддержку всем нуждающимся.
  • «Ответственный кредит»: Инициатива по обеспечению финансового здоровья домохозяйств через регулирование и механизмы урегулирования задолженности.

Ожидаемый трансформационный эффект:

Реализация предложенных рекомендаций позволит укрепить человеческий капитал, повысить экономическую продуктивность, усилить социальную сплоченность и обеспечить долгосрочную фискальную устойчивость Республики Казахстан. Этот комплексный подход создаст условия для перехода от модели преодоления кризисов к модели устойчивого развития, в центре которой находится благополучие каждого гражданина.

Часть I: Региональная диагностика социально-экономических уязвимостей

Детальный анализ представленных статистических данных позволяет выявить не просто отдельные проблемные точки, а системные разломы в социально-экономической структуре регионов Казахстана. Эти уязвимости взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга, формируя циклы бедности и стагнации.

1.1. Кризис человеческого капитала: пробелы в образовании и здравоохранении

Основой долгосрочного процветания любой нации является ее человеческий капитал. Представленные данные свидетельствуют о серьезных угрозах этому фундаменту в Казахстане, особенно в регионах с высоким демографическим потенциалом.

Анализ образовательных дефицитов

Данные по охвату детей образованием вызывают серьезную обеспокоенность. В целом по стране 623 094 ребенка в возрасте от 2 до 5 лет не посещают детские сады, а 448 376 детей школьного возраста (от 6 до 16 лет) не посещают школу. Эти цифры указывают на системный сбой в обеспечении базовых образовательных прав.

Эпицентрами этого кризиса являются Туркестанская область (88 612 детей не охвачены детсадами, 63 518 — школой), Алматинская область (67 223 и 61 663 соответственно), а также города Шымкент (60 014 и 48 013), Астана (78 420 и 81 471) и Алматы (74 331 и 77 227). Столь высокие показатели в быстрорастущих агломерациях и густонаселенных южных регионах — это не просто социальная проблема, а прямая угроза будущей экономической конкурентоспособности страны.

Международные исследования, такие как Программа международной оценки учащихся (PISA) ОЭСР, убедительно доказывают прямую связь между посещаемостью школы, благоприятной дисциплинарной обстановкой в классе и академическими достижениями учащихся. Каждый ребенок, не посещающий школу сегодня, — это потенциальное снижение производительности труда, рост зависимости от социальных пособий и упущенные инновационные возможности для экономики завтра. Игнорирование этой проблемы ведет к формированию целого поколения с низким уровнем квалификации, что закрепляет межпоколенческую бедность и ограничивает потенциал экономического роста страны.

Анализ исключенности из системы здравоохранения

Параллельно с образовательным кризисом наблюдается массовое исключение граждан из формальной системы здравоохранения. По всей стране 2 342 090 человек не охвачены системой обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), а 285 281 человек не прикреплен к медицинским организациям. Наибольшее число не охваченных ОСМС граждан проживает в г. Алматы (298 016), Туркестанской области (283 508), г. Астана (208 785) и Алматинской области (256 314).

Такая ситуация прямо противоречит глобальной цели Всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ), которая является краеугольным камнем продуктивного и устойчивого общества, согласно принципам ВОЗ, Всемирного банка и ОЭСР. ВОУЗ — это не только доступ к медицинским услугам, но и финансовая защита от катастрофических расходов на лечение. Отсутствие страховки у более чем 2.3 млн человек означает, что любая серьезная болезнь может ввергнуть эти семьи в нищету. Плохое состояние здоровья населения напрямую снижает производительность труда, увеличивает количество дней нетрудоспособности и повышает экономическую зависимость граждан от государства.

Особую тревогу вызывает категория граждан «без прописки» (131 300 человек), из которых 94 912 не охвачены ОСМС и 60 403 не прикреплены к поликлиникам. Это свидетельствует о наличии серьезных административных барьеров, которые напрямую увязывают социальный статус (наличие регистрации) с доступом к базовому праву на охрану здоровья.

Совпадение зон высокого образовательного дефицита и массового исключения из системы здравоохранения в южных регионах, которые одновременно являются лидерами по рождаемости, сигнализирует о надвигающемся демографическом кризисе. Высокая рождаемость традиционно рассматривается как потенциальный «демографический дивиденд». Однако этот дивиденд может быть реализован только в том случае, если молодое поколение будет здоровым, образованным и сможет продуктивно интегрироваться в экономику.

1.2. Экономическая неактивность и финансовая уязвимость домохозяйств

Данные вскрывают глубокие проблемы на рынке труда и в сфере личных финансов, которые не отражаются в полной мере в стандартных макроэкономических показателях.

Масштаб скрытой безработицы

Официальная статистика фиксирует 267 868 безработных по стране. Однако гораздо более тревожной является цифра в 3 018 733 человека — «трудоспособное, но неработающее население». Этот разрыв, особенно заметный в г. Астана (349 288 неработающих против 17 753 безработных), Алматинской области (150 850 против 27 660) и Атырауской области (302 862 против 22 624), указывает на огромный резерв «отчаявшихся» работников и экономически неактивных лиц, не попадающих в официальную статистику.

Согласно определениям Международной организации труда (МОТ), такие лица, хотя и не ищут активно работу, представляют собой значительный неиспользованный трудовой потенциал. Их исключенность из рынка труда ведет к снижению ВВП, сокращению налоговой базы и росту социального напряжения.

Повсеместная долговая нагрузка

Высокий уровень закредитованности населения является симптомом системного экономического стресса. По стране 2 083 892 человека имеют просроченную задолженность по кредитам свыше 90 дней. Наибольшее число таких должников сконцентрировано в г. Алматы (454 128 семей с низким среднедушевым доходом и 108 238 должников), Туркестанской области (312 015 и 148 616 соответственно) и Алматинской области (296 814 и 134 160).

Прямая корреляция между низкими доходами и высокой долговой нагрузкой свидетельствует о цикле финансовой уязвимости: недостаток доходов вынуждает брать кредиты на потребительские нужды, а высокие процентные ставки и отсутствие финансовой грамотности приводят к просрочкам и долговой яме. Это создает риски не только для отдельных домохозяйств, но и для макроэкономической стабильности, как неоднократно предупреждал МВФ, указывая на опасность высокого уровня долга домохозяйств для финансовой системы и потребительского спроса.

Недостаточная поддержка лиц с инвалидностью

Данные показывают, что 194 028 лиц с инвалидностью не обеспечены компенсаторно-техническими средствами, а 485 791 — не охвачены специальными социальными услугами. Это свидетельствует о серьезных пробелах как в материальной поддержке, так и в социальной интеграции, что ограничивает их возможности для участия в экономической и общественной жизни. Наиболее остро проблема стоит в Туркестанской (78 236 и 78 476 соответственно) и Алматинской (39 644 и 99 797) областях.

Подход Всемирного банка к инклюзивному развитию подчеркивает, что исключение лиц с инвалидностью — это не только нарушение прав человека, но и значительная экономическая потеря для общества. Обеспечение их необходимыми средствами и услугами является инвестицией в человеческий капитал и расширение трудовых ресурсов.

Огромная численность «трудоспособного, но неработающего населения» является прямым следствием других системных провалов, выявленных в данных. Значительная часть экономически неактивного населения, особенно женщины, вытеснена с рынка труда из-за обязанностей по уходу за детьми и другими членами семьи. Данные о сотнях тысяч детей, не посещающих детские сады, подтверждают это: отсутствие доступных и качественных услуг по уходу за детьми создает непреодолимый барьер для занятости родителей (прежде всего матерей).

1.3. Системная депривация: жилищная необеспеченность и неэффективная социальная защита

Жилищный кризис в городских центрах

Проблема отсутствия собственного жилья стоит особенно остро. В общей сложности 3 496 051 семья не имеет жилья (за исключением зарегистрированных в других регионах). Кризис сконцентрирован в главных точках притяжения населения: г. Алматы (527 038 семей), г. Астана (413 318), Туркестанская область (452 092) и Алматинская область (418 814).

Эта ситуация является серьезным препятствием для устойчивого городского развития и социальной мобильности, порождая нестабильность и социальное отчуждение. В докладе ОЭСР «Шаг за шагом: Построение лучшей жилищной политики» («Brick by Brick») подчеркивается, что дефицит жилья в районах с высоким спросом ведет к росту неравенства и сдерживает экономическую эффективность, поскольку затрудняет трудовую мобильность.

Провал в адресности социальной помощи

Наиболее критическим выводом анализа является катастрофический разрыв между числом нуждающихся и объемом оказываемой помощи. По стране насчитывается 3 173 092 семьи с низким среднедушевым доходом, при этом адресную социальную помощь (АСП) получают лишь 29 938 семей. Это означает, что основной инструмент борьбы с бедностью в стране не достигает своей цели.

Разрыв особенно шокирует в регионах с наибольшей концентрацией бедности. В Туркестанской области из 312 015 семей с низкими доходами АСП получают только 6 755 (охват ~2.2%). В Алматинской области — 296 814 против 2 616 (охват ~0.9%). В г. Шымкент — 207 719 против 3 563 (охват ~1.7%). Это свидетельствует не о недостатке намерений, а о фундаментальных дефектах в дизайне и администрировании системы социальной защиты. Передовая практика ОЭСР настаивает на создании интегрированных систем социальной защиты, которые минимизируют подобные ошибки исключения и обеспечивают бесшовный доступ к поддержке для всех уязвимых групп.

Сочетание жилищной необеспеченности и неэффективности системы АСП создает порочный круг, который активно подталкивает уязвимые семьи в руки хищнических кредиторов и в теневую экономику, усугубляя кризис задолженности домохозяйств. Семья, не имеющая стабильного жилья и достаточного дохода, сталкивается с неотложными потребностями (аренда, еда, коммунальные услуги). Формальная система социальной защиты (АСП), как показывают данные, для подавляющего большинства таких семей недоступна.

1.4. Сводная матрица уязвимости по регионам

Для наглядного представления комплексности и географической концентрации рисков разработана сводная матрица уязвимости. Она позволяет оценить остроту проблем в каждом регионе по ключевым индикаторам и определить приоритетные территории для комплексного вмешательства.

Таблица 1: Сводная матрица социально-экономической уязвимости регионов РК

Регион Семьи без жилья (%) Население без ОСМС (%) Дети вне школы (%) Соотношение неработающих к безработным Разрыв в охвате АСП (%) Должники с просрочкой (%) Итоговый индекс уязвимости
г. Алматы 26.6% 14.1% 14.7% 4.0 99.7% 23.8% Критический
Туркестанская обл. 22.8% 13.5% 14.2% 1.2 97.8% 7.1% Критический
Алматинская обл. 21.1% 12.2% 13.8% 5.5 99.1% 6.4% Критический
г. Астана 20.8% 15.9% 15.5% 19.7 99.7% 7.5% Критический
г. Шымкент 14.4% 15.5% 10.7% 20.4 98.3% 14.1% Высокий
Жамбылская обл. 15.1% 16.3% 9.2% 9.3 98.6% 4.2% Высокий
Атырауская обл. 8.0% 10.1% 4.9% 13.4 99.3% 6.8% Высокий
Мангистауская обл. 8.7% 10.5% 5.9% 6.9 98.9% 6.3% Средний
Кызылординская обл. 9.9% 12.5% 6.6% 7.4 96.8% 8.4% Средний
Актюбинская обл. 11.3% 11.9% 6.1% 6.5 98.7% 6.4% Средний
Карагандинская обл. 15.0% 13.6% 6.7% 8.2 99.7% 5.5% Средний
Область Жетісу 9.0% 11.0% 4.4% 11.8 98.1% 4.4% Средний
Акмолинская обл. 10.4% 14.7% 4.5% 20.7 99.0% 7.2% Средний
Западно-Казахстанская обл. 8.8% 11.9% 3.8% 13.6 99.4% 7.7% Низкий
Костанайская обл. 10.7% 13.8% 3.7% 19.8 98.8% 6.7% Низкий
Павлодарская обл. 9.9% 13.3% 4.5% 2.5 98.9% 8.2% Низкий
Восточно-Казахстанская обл. 9.4% 11.6% 3.6% 8.3 99.4% 6.7% Низкий
Область Абай 8.0% 12.5% 3.1% 11.4 99.1% 7.3% Низкий
Северо-Казахстанская обл. 7.2% 13.5% 2.3% 24.8 99.5% 6.2% Низкий
Область Ұлытау 2.7% 10.7% 1.3% 48.6 99.4% 3.8% Низкий
Примечания к таблице:
  • ¹ Доля семей без жилья от общего числа семей в регионе.
  • ² Доля населения, не охваченного ОСМС, от общей численности населения.
  • ³ Доля детей 6-16 лет, не посещающих школу, от общего числа детей этого возраста.
  • ⁴ Соотношение «трудоспособного, но неработающего населения» к официально «безработному населению».
  • ⁵ Доля семей с низкими доходами, не получающих АСП.
  • ⁶ Доля населения с просроченной задолженностью от общего числа семей с низкими доходами.
  • Индекс уязвимости является агрегированным показателем, основанным на ранжировании регионов по каждому из индикаторов.

Данная матрица наглядно демонстрирует, что регионы с критическим уровнем уязвимости (Алматы, Туркестанская и Алматинская области, Астана) нуждаются не в точечных мерах, а в комплексных, интегрированных программах регионального развития, которые одновременно решают проблемы жилья, здравоохранения, образования и занятости.

Часть II: Глобальный инструментарий для национальных решений

Для решения выявленных системных проблем Казахстан может и должен использовать богатый опыт стран, успешно прошедших через схожие вызовы. Международные организации, такие как ОЭСР, Всемирный банк и ООН-Хабитат, аккумулировали и проанализировали лучшие мировые практики, которые могут быть адаптированы к казахстанским реалиям.

2.1. Построение инклюзивных сообществ: жилье и городское развитие

Жилищная политика должна перестать быть синонимом ипотечного кредитования и трансформироваться в комплексную стратегию по обеспечению доступным и качественным жильем различных категорий граждан.

Рамочная программа ОЭСР «Шаг за шагом» («Brick by Brick»): Этот фундаментальный отчет ОЭСР предлагает три ключевых направления реформ: увеличение государственных инвестиций в социальное и доступное жилье для защиты уязвимых слоев населения и расширения предложения; реформирование политики землепользования для устранения барьеров (например, чрезмерных ограничений по высоте или плотности застройки) и стимулирования строительства в зонах высокого спроса; и смещение налоговой нагрузки с транзакций (налоги при покупке/продаже) на регулярные налоги на недвижимость, что повышает экономическую эффективность и мобильность населения.

Модели Всемирного банка по доступному жилью:

Кейс Вьетнама: Национальная программа доступного жилья. Опыт Вьетнама крайне релевантен для Казахстана, так как демонстрирует многогранный подход. Программа включала: разработку специализированных финансовых продуктов (ипотека) для низкодоходных групп; использование государственных капитальных субсидий для стимулирования частного сектора к строительству доступного арендного жилья (что критически важно для диверсификации жилищной политики); и предоставление расширяемых «стартовых домов» для самых бедных слоев населения.

Кейс Колумбии: Программа «Достойный дом, достойная жизнь» («Casa Digna, Vida Digna»). Эта программа акцентирует внимание на предоставлении субсидий для реконструкции и улучшения существующего некачественного жилья. Такой подход часто является более экономически эффективным и менее социально разрушительным, чем снос и новое строительство, и представляет собой важный инструмент для ревитализации городских районов.

Подход ООН-Хабитат к арендному жилью: Международные эксперты подчеркивают, что хорошо регулируемый рынок аренды играет ключевую роль в обеспечении гибкого и доступного жилья, особенно для мобильной молодежи и трудовых мигрантов в городах. «Руководство по политике в области арендного жилья в развивающихся странах» призывает преодолеть политическую предвзятость в пользу исключительно владения жильем и признать аренду полноценным и необходимым элементом жилищной системы.

2.2. Обеспечение здоровья для всех: пути к всеобщему охвату услугами здравоохранения (ВОУЗ)

Задача состоит не просто в формальном охвате населения страхованием, а в обеспечении реального доступа к качественной медицинской помощи.

Рамочная программа ВОЗ по качеству медицинской помощи: ВОЗ определяет ВОУЗ не просто как доступ, а как доступ к качественным услугам, которые являются эффективными (основанными на доказательной медицине), безопасными, ориентированными на человека, своевременными, справедливыми (без дискриминации) и действенными (без расточительства ресурсов). Эта концепция должна стать эталоном для реформ в Казахстане.

Кейс Турции: Программа трансформации здравоохранения (HTP). Опыт Турции является мощным примером для Казахстана. Ключевые уроки:

  • Унификация: Объединение разрозненных фондов социального страхования в единую схему с общим для всех пакетом льгот, что резко повысило справедливость и административную эффективность.
  • Реформа первичной помощи: Внедрение сильной системы семейной медицины с оплатой, основанной на результатах (performance-based incentives), что улучшило профилактику и показатели общественного здоровья.
  • Результаты: Программа привела к резкому увеличению охвата страхованием беднейших слоев населения, снижению прямых платежей пациентов из своего кармана, а также к значительному улучшению показателей здоровья и удовлетворенности граждан.

Кейс Таиланда: Схема всеобщего охвата (UCS). Этот опыт демонстрирует, как успешно распространить охват на неформальный сектор — главную проблему для Казахстана. Схема UCS финансируется преимущественно из общих налоговых поступлений, а не из отчислений с заработной платы, что позволяет охватить самозанятых, безработных и работников неформального сектора.

2.3. Инвестиции в будущее: дошкольное образование (ECE) и вовлеченность в школьное обучение

Решение проблемы образовательного отчуждения требует инновационных и гибких подходов, особенно в регионах с низкой плотностью населения и в быстрорастущих городах.

Опыт Всемирного банка/ЮНИСЕФ в Центральной Азии:

Кейс Узбекистана: Расширение ECE. Узбекистан продемонстрировал возможность быстрого увеличения охвата дошкольным образованием за счет использования гибких и альтернативных моделей: государственно-частное партнерство, группы неполного дня, а также инновационные «детские сады на колесах» для охвата отдаленных населенных пунктов. Это готовый набор практических решений для регионов Казахстана с низким охватом.

Кейс Сербии: Проект инклюзивного ECEC. Сербия успешно использовала механизм муниципальных грантов для финансирования адаптированных к местным условиям инициатив и гибких групп дошкольного образования. Это позволило вовлечь уязвимые семьи и повысить спрос на услуги ECE.

Стратегии ОЭСР PISA: Результаты PISA показывают, что для повышения посещаемости и успеваемости необходимо сосредоточиться на школьной среде. Ключевые стратегии включают улучшение дисциплинарного климата в классе и оказание всесторонней поддержки учителям, что напрямую коррелирует с лучшими образовательными результатами.

2.4. Содействие достойному труду: активные политики на рынке труда (АПРТ)

Для интеграции огромной массы экономически неактивного населения в рынок труда необходимы целенаправленные и доказавшие свою эффективность программы.

Систематический обзор МОТ-Всемирного банка по молодежным АПРТ: Этот обзор предоставляет убедительные данные о том, «что работает»:

Ключевой вывод для стран со средним уровнем дохода: Наиболее эффективными являются программы поддержки предпринимательства и комплексные услуги по трудоустройству. Программы, сочетающие несколько вмешательств (например, обучение навыкам + помощь в трудоустройстве) и включающие развитие «мягких навыков» (soft skills) и сертификацию, дают наилучшие результаты. Это прямо указывает на то, как должны быть спроектированы программы для неактивного населения Казахстана.

Подход Всемирного банка к инклюзии лиц с инвалидностью на рынке труда: Необходим «двуединый подход» (twin-track approach): 1) интеграция (mainstreaming) вопросов инвалидности во все общие программы занятости и 2) целевые программы, такие как профессиональное обучение и предоставление вспомогательных технологий. Экологическая и социальная рамочная программа (ESF) Всемирного банка обязывает работодателей принимать меры по «разумному приспособлению» рабочих мест.

2.5. Создание устойчивой системы защиты: модернизация социальной поддержки

Система социальной защиты должна быть не просто набором разрозненных выплат, а интегрированной системой, предотвращающей бедность и помогающей справляться с жизненными рисками.

Принципы ОЭСР в области социальной защиты: ОЭСР выступает за создание интегрированной системы, в которой социальная помощь, социальное страхование и программы на рынке труда скоординированы. Это позволяет избежать пробелов и дублирования. Концепция «минимального уровня социальной защиты» (social protection floor) гарантирует поддержку на протяжении всего жизненного цикла. Это является антидотом к фрагментированной и негерметичной системе Казахстана.

Подход Всемирного банка к финансовой доступности: Расширение доступа к доступным финансовым продуктам и их использование является важным инструментом повышения устойчивости к шокам. Национальные стратегии финансовой доступности — это ключевой механизм для координации политики между регуляторами и министерствами, который может предложить путь выхода из бедности, дополняющий прямую социальную помощь.

2.6. Обеспечение финансовой стабильности: управление долгом домохозяйств

Рост закредитованности населения требует решительных мер по защите потребителей и созданию механизмов урегулирования долга.

Рекомендации МВФ и Всемирного банка по защите прав потребителей финансовых услуг: Эти организации настаивают на необходимости создания надежной нормативно-правовой базы для защиты потребителей от хищнического кредитования и чрезмерной задолженности. Это включает прозрачность условий кредитования, справедливое обращение и эффективные механизмы рассмотрения жалоб.

Кейс Бразилии: Программа «Desenrola». Это свежий и актуальный пример национальной программы по решению проблемы чрезмерной задолженности домохозяйств. Ключевые элементы: созданная при поддержке правительства платформа для переговоров о реструктуризации долгов со значительными скидками; ориентация на домохозяйства с низкими доходами; и сочетание урегулирования долга с кампанией по повышению финансовой грамотности.

Часть III: Протокольные поручения для государственных органов Республики Казахстан

На основе проведенного анализа и изучения передового международного опыта формулируются следующие конкретные, измеримые и реализуемые протокольные поручения для государственных органов.

3.1. Инициатива «Доступная Родина»: Новая жилищная парадигма

Цель: Фундаментально изменить жилищную политику, перейдя от исключительного фокуса на ипотечном кредитовании к диверсифицированной стратегии, направленной на увеличение предложения доступного арендного и социального жилья, особенно в центрах городского роста.

Ответственные органы: Министерство промышленности и строительства (МПС), акиматы городов и областей, АО «Отбасы банк».

Конкретные поручения:

  • МПС, акиматам: Разработать и запустить национальную программу стимулирования строительства доступного арендного жилья частными застройщиками с использованием механизмов капитальных субсидий и долгосрочных низкопроцентных кредитов. (Международный прецедент: Инициатива Вьетнама по доступному арендному жилью).
  • Акиматам: Пересмотреть правила городского планирования и землепользования в соответствии с рекомендациями ОЭСР для упрощения разрешительных процедур, отмены чрезмерно жестких ограничений по высоте и плотности застройки, а также выделения целевых земельных участков под проекты социального и доступного жилья.
  • АО «Отбасы банк»: Трансформировать мандат банка в комплексное «Национальное жилищное агентство». В дополнение к текущим функциям, агентство будет управлять программами арендных субсидий, финансировать социальное жилье и разрабатывать специализированные финансовые продукты для модернизации существующего жилого фонда.

Ожидаемый результат: Снижение числа семей, не имеющих собственного жилья, на 25% в течение 5 лет. Стабилизация цен на рынке аренды в крупных городах. Создание нового класса активов для институциональных инвесторов в секторе доступного арендного жилья.

3.2. Программа «Здоровье нации»: Достижение всеобщего охвата к 2030 году

Цель: Обеспечить не менее 95% населения доступом к единому пакету качественных медицинских услуг, независимо от статуса занятости, и значительно сократить прямые расходы граждан на здравоохранение.

Ответственные органы: Министерство здравоохранения (МЗ), Министерство труда и социальной защиты населения (МТСЗН), Фонд социального медицинского страхования (ФСМС).

Конкретные поручения:

  • МЗ, МТСЗН, ФСМС: Разработать механизм государственного финансирования участия в системе ОСМС для экономически неактивного, самозанятого и неформально занятого населения за счет средств общего налогообложения. (Международный прецедент: Модель UCS Таиланда для охвата неформального сектора).
  • МЗ: Ускорить внедрение и укрепление модели семейной медицины по всей стране, внедрив финансирование первичной медико-санитарной помощи, основанное на результатах и привязанное к показателям профилактики, вакцинации и ведения хронических заболеваний. (Международный прецедент: Реформа семейной медицины в рамках HTP в Турции).
  • МЗ, МЦРИАП: Увязать процесс прикрепления к поликлинике с получением других государственных услуг (например, социальных пособий, зачисления в школу) для создания сильного стимула к формальной регистрации и ликвидации проблемы «неприкрепленного населения».

Ожидаемый результат: Увеличение охвата ОСМС до 95% населения. Снижение доли прямых расходов домохозяйств в общем объеме расходов на здравоохранение. Измеримое улучшение ключевых показателей общественного здоровья (уровень вакцинации, ранняя диагностика неинфекционных заболеваний).

3.3. Стратегия «Поколение успеха»: Ликвидация образовательного отчуждения

Цель: Достичь всеобщего охвата дошкольным образованием детей в возрасте 3-6 лет и искоренить непосещение школы среди детей школьного возраста (6-16 лет).

Ответственные органы: Министерство просвещения (МП), Министерство финансов (МФ), акиматы.

Конкретные поручения:

  • МП, акиматам: Запустить национальную программу по расширению доступа к дошкольному образованию в регионах с наименьшим охватом, используя сочетание гибких моделей, включая государственно-частное партнерство, группы неполного дня и мобильные «детские сады на колесах». (Международный прецедент: Стратегия расширения ECE в Узбекистане).
  • Акиматам, МП: Создать систему межведомственных «мобильных бригад» (социальные работники, представители органов образования, инспекторы по делам несовершеннолетних) для выявления и реинтеграции каждого ребенка, не посещающего школу, с устранением коренных причин (бедность, проблемы с документами, семейная ситуация) в индивидуальном порядке.
  • МП: Внедрить национальную программу, основанную на выводах ОЭСР PISA, по улучшению образовательной среды в школах, сфокусированную на обучении учителей эффективному управлению классом и созданию поддерживающего, упорядоченного дисциплинарного климата.

Ожидаемый результат: Увеличение охвата дошкольным образованием до более 90% по стране. Снижение числа детей, не посещающих школу, на 95% в течение 3 лет. Улучшение показателей Казахстана в PISA по чтению, математике и естественным наукам.

3.4. Проект «Продуктивный гражданин»: Современный подход к занятости

Цель: Интегрировать значительную часть экономически неактивного населения в рынок труда посредством целевых, основанных на фактических данных, активных политик на рынке труда.

Ответственные органы: Министерство труда и социальной защиты населения (МТСЗН), Министерство национальной экономики (МНЭ), НПП «Атамекен».

Конкретные поручения:

  • МТСЗН: Переформатировать национальные программы занятости, сосредоточив их на наиболее эффективных для страны со средним уровнем дохода мерах: поддержка предпринимательства (обучение, микрогранты, менторство) и комплексные услуги по трудоустройству (карьерное консультирование, сертификация навыков, содействие в поиске работы). (Международный прецедент: Выводы обзора АПРТ МОТ-Всемирного банка).
  • МТСЗН, НПП «Атамекен»: Разработать и масштабировать программы обучения навыкам, которые ориентированы на спрос, разработаны совместно с работодателями и включают обязательные компоненты производственной практики и признаваемые сертификаты.
  • МТСЗН, МНЭ: Запустить целевую инициативу по содействию занятости лиц с инвалидностью, предоставляя субсидии работодателям на «разумное приспособление» рабочих мест и поддерживая целевое обучение навыкам в востребованных секторах. (Международный прецедент: «Двуединый подход» Всемирного банка и требования ESF).

Ожидаемый результат: Значительное сокращение численности «трудоспособного, но неработающего населения». Увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике. Повышение уровня формальной занятости среди лиц с инвалидностью.

3.5. Система «Қамқор»: Адресный и действенный социальный щит

Цель: Реформировать систему социальной защиты для обеспечения того, чтобы адресная социальная помощь (АСП) эффективно достигала всех действительно нуждающихся семей, а поддержка лиц с инвалидностью была комплексной и интегрированной.

Ответственные органы: Министерство труда и социальной защиты населения (МТСЗН), Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП).

Конкретные поручения:

  • МТСЗН, МЦРИАП: Кардинально пересмотреть процесс назначения и подачи заявления на АСП. Перейти от обременительной, требующей сбора множества документов, заявительной системы к проактивной, основанной на данных. Использовать интегрированные государственные базы данных («цифровой след») для выявления домохозяйств с низкими доходами и высоким риском уязвимости и проактивно предлагать им поддержку. (Международный прецедент: Принципы ОЭСР по созданию интегрированных и доступных систем социальной защиты).
  • МТСЗН: Создать услугу «единого окна» для лиц с инвалидностью, объединив подачу заявлений на все виды поддержки (пенсии, технические средства, социальные услуги, реабилитация) в единый, упрощенный процесс, доступный как онлайн, так и в центрах обслуживания населения.

Ожидаемый результат: Увеличение охвата АСП до не менее 80% семей с доходами ниже черты бедности. Резкое снижение административной нагрузки на граждан при обращении за социальной поддержкой. Улучшение качества жизни и социальной интеграции лиц с инвалидностью.

3.6. Инициатива «Ответственный кредит»: Обеспечение финансового здоровья домохозяйств

Цель: Сдержать рост высокорисковой задолженности домохозяйств и защитить уязвимых потребителей через усиление регуляторной базы и создание механизмов урегулирования долгов.

Ответственные органы: Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), Национальный Банк Казахстана.

Конкретные поручения:

  • АРРФР: Ввести более строгие пруденциальные нормы для потребительского кредитования, включая лимиты по соотношению долга к доходу (debt-to-income ratio) и четкие правила ответственного кредитования. Усилить надзор за деятельностью микрофинансовых организаций. (Международный прецедент: Принципы Всемирного банка/G20 по защите прав потребителей финансовых услуг).
  • АРРФР, Правительство РК: Разработать и запустить национальную программу урегулирования задолженности для физических лиц с низкими доходами и непосильным долговым бременем, по образцу бразильской программы «Desenrola». Программа должна включать централизованную платформу для переговоров со кредиторами о значительном списании долга, с возможными государственными гарантиями на реструктурированную сумму.
  • АРРФР, МП: Ввести обязательные модули по финансовой грамотности в национальную школьную программу и запустить общенациональную информационную кампанию по ответственному заимствованию и управлению семейным бюджетом.

Ожидаемый результат: Замедление роста неработающих кредитов домохозяйств. Снижение числа граждан с просроченной задолженностью на 30% в течение 3 лет. Повышение измеряемого уровня финансовой грамотности населения.

Источники для методик

  1. (PDF) A decade of PISA: student perceived instructional quality and mathematics achievement across European countries - ResearchGate, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.researchgate.net/publication/384324741_A_decade_of_PISA_student_perceived_instructional_quality_and_mathematics_achievement_across_European_countries
  2. PISA Provides Peek at How Attendance, School Climate May Affect Achievement, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.edweek.org/leadership/pisa-provides-peek-at-how-attendance-school-climate-may-affect-achievement/2016/12
  3. School absenteeism according to PISA data: a comparative study of students in Germany, Japan, Sweden and United Kingdom | EERA, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://eera-ecer.de/ecer-programmes/conference/28/contribution/57144
  4. How OECD health systems define the range of good and services to be financed collectively, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/publications/how-oecd-health-systems-define-the-range-of-good-and-services-to-be-financed-collectively_5jlnb59ll80x-en.html
  5. Health inequality and universal health coverage - OECD, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/topics/health-inequality-and-universal-health-coverage.html
  6. Universal health coverage, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB154/B154_6-en.pdf
  7. Universal health coverage for inclusive and sustainable development : a synthesis of 11 country case studies (English) - World Bank Documents and Reports, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/575211468278746561
  8. Health - OECD, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/topics/health.html
  9. Unemployment, youth total (% of total labor force ages 15-24) (modeled ILO estimate) - Glossary | DataBank, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://databank.worldbank.org/metadataglossary/world-development-indicators/series/SL.UEM.1524.ZS
  10. Public Debt Transparency and Global Public Law - Verfassungsblog, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://verfassungsblog.de/public-debt-transparency-and-global-public-law/
  11. IMF Warns South Korea on Aging Population, Debt Surge, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.chosun.com/english/market-money-en/2025/09/24/GZIDT3P2NRCFXMRPFVRGOKUFJU/
  12. Household Deleveraging: International Practices in - IMF eLibrary, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.elibrary.imf.org/view/journals/002/2025/046/article-A002-en.xml
  13. Disability Inclusion Overview - World Bank, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.worldbank.org/en/topic/disability
  14. Publication: Disability Inclusion and Accountability Framework - World Bank Open Knowledge Repository, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://openknowledge.worldbank.org/entities/publication/cabff6b1-0027-5919-9cb0-398b3c8579b1
  15. Integrating Disability into World Bank Operations, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.worldbank.org/en/topic/disability/brief/integrating-disability-into-world-bank-operations
  16. Brick by Brick | OECD, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/publications/brick-by-brick_b453b043-en.html
  17. Brick by Brick (Volume 2) - OECD, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/publications/brick-by-brick-volume-2_e91cb19d-en.html
  18. Addressing complex housing policy challenges should be a central priority for governments | OECD, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/about/news/press-releases/2021/06/addressing-complex-housing-policy-challenges-should-be-a-central-priority-for-governments.html
  19. Social policy - OECD, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/topics/social-policy.html
  20. Social Protection System Review - OECD, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.oecd.org/en/publications/social-protection-system-review_9789264310070-en.html
  21. Affordable Housing - World Bank Document, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://documents.worldbank.org/curated/en/240541467995097856/pdf/100706-WP-P150619-PUBLIC-Box393231B-2015-10-16-05-45.pdf
  22. English Text (609.14 KB) - World Bank Open Knowledge Repository, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://openknowledge.worldbank.org/bitstreams/9d142ff6-7b1f-5ae3-b20b-504b614cdda4/download
  23. Global Program for Resilient Housing - World Bank, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.worldbank.org/en/topic/disasterriskmanagement/brief/global-program-for-resilient-housing
  24. Policy Guide for Housing - UN-Habitat, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://unhabitat.org/policy-guide-for-housing
  25. A policy guide to rental housing in developing countries: Quick Policy Guide Series (Volume 1) - ResearchGate, дата последнего обращения: сентября 26, 2025, https://www.researchgate.net/publication/236143991_A_policy_guide_to_rental_housing_in_developing_countries_Quick_Policy_Guide_Series_Volume_1